Гизатуллина А. Г. Психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации студентов // Поиск. Сер. гуманитарных наук. - 2016. - № 1. - С. 54 - 59.

Ключевые слова: , , ,


Психолого-педагогические условия формирования
учебной мотивации студентов

А.Гизатуллина, доцент кафедры психологии ГУ им. Шакарима г. Семей, к.п.н.
Жамакаева Ж., магистрант 2 курса специальности 6М050300 — Психология,
ГУ им. Шакарима г. Семей

Психология мотивации является одним из важнейших разделов психологической науки. Проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию различных теорий мотивации и внесли большой вклад в изучение конкретных видов мотивов.
Истоки основных направлений исследования мотивации в зарубежной психологии в целом берут начало в теории эволюции Ч.Дарвина (1859). Эта теория коренным образом пересмотрела противопоставление разумности и свободы воли, присущих человеку, и машинообразности, инстинктивности поведения животных, утвердив наличие исторической связи между развитием человека и животных [1, с. 5].
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют студенческий возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [2, с. 125]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
Как отмечал в своих исследованиях Рубинштейн С.Л., основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и, — поскольку учение — это собственно опосредованное, совершающееся через овладение накопленных человечеством знаний, познание мира, — интерес к знанию. Но наряду с этими основными мотивами в процессе учения фактически выступает, конечно, и ряд других — начиная с стремления испытать и выявить свои силы и способности: поскольку организация занятий включает публичную проверку знаний в классе, испытания — экзамены, учение легко может выступить для учащегося и как такая личная проблема [3, с. 666].
Побудительным началом активной мыслительной деятельности студентов должно быть не принуждение к активности, а его желание решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной.
А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом» [4, с. 332].
Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать» [5, с. 256].
Мотив является ведущим компонентом учебной деятельности не только в высшем образовании. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо).
Мотив – это направленность обучающихся на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением обучаемого к ней.
Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Но следует помнить, что слишком высокая мотивированность, эмоциональное напряжение так же ухудшают результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность.
Положительная устойчивая мотивация учебной деятельности обучающихся – это совокупность мотивов, определяющих активное, личностно-пристрастное отношение учащегося к учению, основанное на сдвиге мотива на цель учения как саморазвития. Следовательно, задачи, которые ставятся перед обучающимся, должны быть не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они стали значимыми для него. Анализ теоретических и практических аспектов изучения проблемы сформированности устойчивой учебной мотивации позволил выделить критерии сформированности положительной устойчивой мотивации учебной деятельности обучающихся: проявление самостоятельности и интеллектуальной активности; умение участвовать в групповой деятельности; готовность к самооценке способностей [6, с. 11].
В качестве цели настоящего исследования определены особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов университета.
Объектами данного исследования стали студенты факультета экономики, права и гуманитарных наук, представленные выборкой в 80 человек, в возрасте 17-22 года, обучающихся на 2, 3, 4 курсах факультета экономики, права и гуманитарных наук по специальностям основы права, история, юриспруденция и государственное и местное управление (ГМУ) Государственного университета имени Шакарима.
По результатам анкетирования, которое проводилось со студентами 2, 3, 4 курсов факультета экономики, права и гуманитарных наук было выявлено, что:
1. Для студентов факультета экономики, права и гуманитарных наук ведущими факторами мотивации являются:
1) соответствие преподавания профессиональной направленности
2) условия учебной деятельности
3) межличностные отношения с преподавателями
4) качество преподавания
2. Среди факторов второго уровня значимости студенты выделили:
1) межличностные отношения со студентами
2) учебный процесс
3. Для студентов специальности ГМУ:
1) условия учебной деятельности
2) администрирование
3) повышение статуса
4. Для студентов юриспруденции:
1) условия учебной деятельности
2) межличностные отношения с преподавателями
5. Для студентов исторической специальности:
1) межличностные отношения с преподавателями
2) соответствие преподавания профессиональной направленности
3) качество преподавания
6. Для студентов специальности основы права:
1) межличностные отношения с преподавателями
2) соответствие преподавания профессиональной направленности
3) качество преподавания

Распределение факторов по специальностям представлено в Таблице 1.

Таблица 1 – Распределение факторов, влияющих на мотивацию по специальностям

Гизатуллина-таблица 1

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что мотивация учебной деятельности студентов факультета экономики, права и гуманитарных наук различна в зависимости от выбранной специальности.
Но, следует отметить, что мотивации учебной деятельности сходны у студентов:
а) истории и основы права.
Среди ответов на вопрос анкеты «Что не нравится в процессе учебной деятельности» в качестве «Другое» были представлены следующие ответы:
«Мое личное мнение заключается в том, что развитию этого движения в вузе мешают … те стереотипы, которые у наших преподавателей сложились еще в советское время, Ну и другие предвзятые мнения, приобретенные уже в новый период».
«Меня поражает ситуация, когда человек, преподающий какой-нибудь ультрамодный предмет рыночной направленности и считающий себя хорошим преподавателем, на практике демонстрирует такую косность взглядов, что вправе задать вопрос о том, понимает ли он вообще что преподает?»
С нашей точки зрения, преподавателям университета важно обратить внимание на усиление такого фактора мотивации, как межличностные отношения со студентами. Для этого требуется разнообразить формы и методы учебной деятельности, индивидуальные и групповые (обучающие, научно-исследовательские, консультативные и др.), и использовать различные модели педагогического общения.
Для усиления мотивации учебной деятельности студентов администрации вуза и факультета экономики, права и гуманитарных наук необходимо определить политику университета как образовательного учреждения, освещать миссию, стратегические цели и задачи, улучшать условия учебной деятельности (санитарно-гигиенические, материально-технические, межличностные отношения в системе «администрация-преподаватели-студенты»).
Анализ ответов на вопрос «Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?», показал, что в зависимости от курса ответы студентов меняются следующим образом:
1) полностью соответствует
2) скорее, да
3) скорее, нет
4) нет, совсем не соответствует
5) затрудняюсь ответить

Гизатуллина диаграмма
Рисунок 1 — Результаты ответов на вопрос «Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?»

Рассогласование ожиданий от учебной деятельности и действительности, показывает, что при поступлении в университет необходимо проводить тестирование студентов на определение психологического типа.
В своих ответах на вопрос «Что не нравится в процессе учебной деятельности» студенты чаще всего отмечали следующее:
— не получаю необходимых знаний,
— преподают ненужные для будущей специальности предметы,
— отношения с преподавателями,
— недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии.
Распределение ответов по курсам представлены в таблице 2.

Таблица 2 — «Что не нравится в процессе учебной деятельности»

Гизатуллина-таблица 2Данные таблицы 3 показывают, что студенты 3 курса проявляют наибольшую неудовлетворенность процессом учебной деятельностью.
Анализ результатов исследования показал, ожидания студентов факультета в целом от учебы в университете не соответствуют реальному процессу обучения.
Анализ ответов студентов различных курсов на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни» показал тенденцию снижения роли учебной деятельности в жизни студентов факультета экономики, права и гуманитарных наук университета от 2 к 3 и далее к 4 курсу.
Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учебной деятельности могут быть:
— появление больших трудностей в жизни студента,
— недостатки в методике обучения,
— организации учебных занятий.
Следовательно, гипотеза о том, что мотивы к учебной деятельности студентов изменяются в процессе обучения и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов, подтвердилась.
Таким образом, мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу, при этом имеет значение направленность специализации и этапы процесса обучения, что и было выявлено в результате проведенного исследования.

Литература:
1. Ильин Е.П.Дифференциальная психофизиология. М.: РГПУ им. Герцена, 2005.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2002 – 720 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
5. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992.
6. Формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся средних классов в процессе обучения в школе-интернате: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Симакова Оксана Сергеевна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского] Пенза, 2010. — 21 с.

Опубликовано:
2418 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *