Гизатуллина А. Г. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поиск. Сер. гуманитарных наук. - 2016. - № 1. - С. 60 - 65.

Ключевые слова: , , , , , ,


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

А.Гизатуллина, к.п.н., доцент кафедры психологии ГУ им. Шакарима г. Смей,
А.Исимбекова, магистрант Казахского инновационного гуманитарно-юридического университета г. Семей

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности. Одним из важнейших факторов социализации такого ребенка является семья и ее влияние на социальную адаптацию, так как на нее возлагается ответственность ухода и воспитания ребенка.

Поэтому в последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой они воспитываются.

По понятным причинам рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей.

Дети с особыми потребностями – это дети риска жестокого обращения в силу их повышенной зависимости от родителей и в силу того, что их появление вызывает у родителей тяжелые психологические, социальные и материальные проблемы. Все это круг проблем, которые родители редко могут разрешить самостоятельно, по отношению к которым они нуждаются в получе¬нии профессиональной психологической помощи.

С учетом того, что все же большинство детей инвалидов проживают дома у родителей, одним из важных факторов эффективности лечебно-реабилитационного процесса и социально-психологической адаптации больного ребенка является включение в эти процессы родителей и других значимых родственников больного ребенка. Сегодня остро встает вопрос об оказании социально-психологической поддержки семье с больным ребенком, включающей оптимизацию родительского отношения к больному ребенку и стиля семейного воспитания, уже начиная с ранних этапов развития ребенка. Это относится как к родителям, воспитывающим ребенка с хроническим неизлечимым заболеванием (например, детский церебральный паралич), так и к тем родителям, чей ребенок лежит в стационаре на интенсивном лечении.

Важными факторами успешности включения семьи больного ребенка в лечебно-реабилитационный процесс являются установки родителей как на болезнь вообще, так и на болезнь ребенка в частности, родительское отношение к больному ребенку, стили семейного воспитания и детско-родительского взаимодействия, психоэмоциональное состояние родителей. Например, одна из распространенных социокультурных установок состоит в том, что «у хороших родителей – хороший, в том числе, здоровый, ребенок»; при этом нередко болезнь ребенка, особенно при определенных диагнозах, — это «запретная» для внутрисемейной и внесемейной коммуникации тема, являющаяся психотравматичной и стрессогенной для всех членов семьи. С другой стороны, родителям нередко свойственно стереотипное представление, что их ребенок нуждается только в лечении. Необходимо изменить его, показав, что болезнь — это не только нездоровье, но и особое психологическое состояние, имеющее свою динамику, — это не «ярлык», не бремя на всю жизнь. Родители должны понимать, что это — существующая реальность, которая сопровождается трудностями, что они есть и будут, и что их нужно научиться воспринимать как данность, но в то же время их можно и необходимо успешно преодолевать [2].

Каждое заболевание связано с особыми проблемами и напряжениями, зависящими от характера болезни (диагноза, степени тяжести, стабильности состояния больного, прогноза) и специфики требующегося лечения. Однако в любом случае благополучие ребенка – физическое и психологическое – во многом зависит от способности семьи адекватно адаптироваться к сложившейся ситуации. И если семья обладает хорошими адаптационными возможностями, то ей будет легче осознать и сформулировать реалистические ожидания и цели и поддерживать ребенка, используя его ресурсы и возможности. Дети или родители, находящиеся в состоянии сильного стресса, не могут должным образом соблюдать предписания и режим лечения. По данным Н.А. Писаренко и других авторов, психологическая реабилитация ребенка достигается быстрее и является более стабильной, если она подкрепляется эмоциональной стабильностью родителей, их готовностью участвовать в лечении ребенка [5].

Специалисты образовательных коррекционных учреждений традиционно считают достаточным дать родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, как свидетельствует наш опыт, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей.

Более того, многими родителями эти рекомендации игнорируются. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогом его обучающим.

В повседневной жизни родители детей с ОВЗ сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой — глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка.

Необходимо отметить, что большее внимание специалистов привлекали теоретические и практические вопросы работы с самим ребенком, а проблемы, касающиеся оказания психолого-педагогической помощи семьям, где воспитывается и живет больной ребенок исследованы все же недостаточно. В связи с этим, нас в большей степени заинтересовали вопросы, касающиеся возможностей современных социально-психологических служб, работающих с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.

Центр поддержки семьи в г. Семей Восточно-Казахстанской области одним из направлений своей деятельности выбрал оказание психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эта работа осуществляется одновременно в нескольких направлениях.

В частности, проводится групповая просветительская работа с родителями (беседы, родительские лектории, социально-психологические тренинги). Это позволяет родителям расширить круг своего общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, обмениваться мнениями, и, в целом, найти не жалость, а поддержку и понимание. Групповая работа нацелена на формирование способности к сопереживанию, снятие напряженности, изменение системы ценностей, раскрытие внутренних ресурсов, которые позволят матери (отцу) поверить в собственные силы и возможности в преодолении различных трудностей на пути воспитания, развития и обучения ребенка, на обеспечение больших возможностей для преодоления проблем, поиск адекватных форм воспитательного воздействия.

Известно, что развитие и воспитание больного ребенка требует информированности родителей о заболевании, причинах болезни, ее последствиях и потенциальных возможностях. Понимание специалистами центра этой важной задачи, привело к организации систематической информационной поддержки родителей через специализированные журналы или отдельные статьи в уже зарекомендовавших себя медицинских или образовательных научно-популярных изданиях. Работники центра, а также приглашаемые специалисты (врачи, психологи, юристы, социальные работники и т. д.) дают практические советы по уходу за больными детьми, консультируют по вопросам, связанным с процессом воспитания, знакомят с опытом других родителей, которые смогли преодолеть трудности, а также помогают установить доброжелательные отношения в семье. И, чем раньше такая се¬мья выйдет из информационного вакуума и определится с направлениями реабили¬тации, тем быстрее улучшится психологи¬ческий климат в ней.

Актуальным направлением работы центра является консультирование родителей. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам отношений с детьми-инвалидами связано, прежде всего, с постоянными стрессовыми ситуациями, особыми потребностями детей. Динамику этих эмоциональных переживаний можно сравнить с динамикой переживания острого горя (отрицание – поиск ме¬дицинских решений – агрессия и обвинения, шок – бесперспективность, подавленность – принятие ситуации) с той разницей, что эти переживания могут быть растянуты на многие годы. Содержанием таких негативных эмо¬ций часто является преувеличенное и неадекват¬ное чувство вины, агрессия, постоянное вынужденное столкновение со смертью, отсутствие жизненных перспектив для себя и детей. Преодоление этих сложностей является важнейшей целью индивидуального психологического консультирования.

Чаще всего к момен¬ту постановки диагноза ребенок уже на¬ходится в состоянии тяжелой инвалидно¬сти, а родители — в состоянии глубокого стресса, который тяжело сказывается на внутрисемейных отношениях, вплоть до отказа от ребенка, либо распада семьи. Специалисты проводят групповые занятия и обучение родителей детей-инвалидов работе со стрессовыми ситуациями, совладанию со стрессом. Занятия с психологом дают возможность снизить уровень стресса, гармонизировать психоэмоциональное состояние, сформировать положительные установки в сознании родителей. В целях обучения разработана памятка для родителей.

Работа с родителями проводится систематически и дифференцированно, с учетом потребностей каждой отдельной семьи.

Содержание консультативной работы включает вопросы, касающиеся трудностей, возникающих на разных этапах жизни ребенка, развития у него навыков самообслуживания, воспитания «бытовой самостоятельности» с учетом физической и интеллектуальной состоятельности, проявления чуткости и гибкости в предоставлении свободы для любой инициативы больного ребенка.

Как правило, таким семьям необходима переоценка проблемы, сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-то преимуществ в своем положении; духовные поиски высшего смысла в сложившейся ситуации; поиск поддержки среди друзей и знакомых.

В процессе деятельности центра были выработаны основные принципы системного консультирования семьи, имеющей ребенка-инвалида. Нарушение семейных отношений рассматривается с точки зрения внутренней мотивации; актуальные семейные конфликты анализируются с учётом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально-окрашенных отношениях; большое значение придается влиянию родительской семьи на развитие эмоциональной сферы ребенка; принимается во внимание такой значимый для социализации ребёнка-инвалида семейный фактор, как родительские ожидания. Семейная коммуникация потенциально обладает ресурсами, при правильной организации которых создаются условия для полноценного развития личности ребёнка-инвалида. При неправильном использовании потенциала семьи семейные условия могут явиться дополнительным фактором риска, усиливающим социально-психологическую дезадаптацию ребёнка-инвалида.

Еще одно очень важное направление психолого-консультативной помощи касается проблемы восприятия родителями и окружающими физического дефекта ребенка. Часто родители концентрируют внимание именно на дефекте, и стремятся все свои усилия направить на его компенсацию или возможное лечение. При этом уходит, теряется целый пласт социальных отношений, который мог бы сыграть значительную роль в интеграции ребенка в общество. Родители должны четко осознавать альтернативные варианты в стратегии воспитания ребенка, а именно, либо погрузиться в борьбу с заболеванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем он смог бы войти в общество, либо помогать ему уже сегодня жить в обществе, развивать чувство собственного достоинства, мужество и стойкость в преодолении сложившейся ситуации и себя. Психологи помогают родителям учиться воспринимать больного ребенка как человека со скрытыми возможностями, составить адекватное представление о его внутренних ресурсах, видеть перспективы личностного развития.

Специалисты центра понимают, что именно установки родителей, их намерения и вклад в процесс воспитания и обучения детей обладают наибольшей силой влияния на их психическое оздоровление. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и социально-психологическую реабилитацию. Поэтому родители получают в центре информацию о том, куда семья может обратиться за тем или иным видом помощи (материальной, социальной, медицинской, образовательной, духовной).
И, наконец, третьим направлением работы является психокоррекционная работа, как с ребенком, так и его родителями.

Специалисты, прежде всего, стараются привлечь самих родителей в работу по коррекции поведения детей. Параллельно ведется серьезная работа по профилактике и коррекции нарушений у самих родителей, а именно:
1) формирование у родителей адекватного представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;
2) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
3) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
4) коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
5) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, депрессии или других неадекватных поведенческих реакций);
6) формирование у родителей понимания того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.
7) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Детальное изучение личностных особенностей родителей аномальных детей и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам, таким образом, может оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и обретения «социальной ниши» как для себя, так и для своих детей.

Практика работы с родителями показала, что изменяя свое отношение к больному ребёнку, снимая психологическое напряжение, они оптимизируют семейную коммуникацию, становясь более эффективными для своего ребёнка, ощущая радость от общения с ним и обусловливая свой родительский рост и развитие. Данные проводимой центром работы соотносятся с данными, к примеру, Х. Ремшмидта, обозначившего основные положения в работе с родителями детей-инвалидов, в которых большое значение придается сотрудничеству родителей и профессионалов – психологов, врачей, педагогов [3].

Итак, поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, то возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья всех членов семей, и, прежде всего, родителей, имеющих такого «особенного» ребенка.

По нашему мнению, специализированным учреждениям во всех регионах Казахстана необходимо систематически проводить работу, по сбору и обобщению информации о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей или других попечителей, несущих ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов. Одной из форм такой работы является квалифицированная психолого-педагогическая поддержка таким семьям. Безусловно, это сложный процесс, требующий целостного методологического подхода к определению содержания, механизмов, форм и методов психолого-педагогической помощи таким семьям.

Однако, опыт работы нашего центра показывает, что ежедневная работа с детьми-инвалидами и их родителями, дает очевидные результаты. Она также способствует реализации государственной политики в области социальной работы в соответствии с Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (12.04.2005), который регулирует общественные отношения в области социальной защиты инвалидов в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты инвалидов, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество.

Полученные результаты могут быть использованы в практической работе педагогов, психологов и социальных работников специальных образовательных учреждений, а также в качестве методической основы при создании центров психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:
1. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители. Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.
2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.И. Селиверстова. М., 2003.
3. Психология семьи и больной ребёнок.: учебное пособие, хрестоматия. СПб., 2007.
4. Хайрутдинова И.В. Психолого-педагогические условия реализации воспитательной функции семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями: диссертация на соискание научной степени кандидатапсихологических наук. Ижевск, 2006.
5. Хорошева Е.В. Особенности родительского отношения к ребенку с нарушениями развития // Материалы IX конференции «Молодые ученые — столичному образованию». М., 2010.

Опубликовано:
10925 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *